Информационная

сеть
поддержки
межрегионального
делового
сотрудничества
 ММЦ "Ташкент" - ООО "Фаворит-информ" 

Главная • 
MarketCenter • 
Полезные ссылки • 
English
Система ММЦ
 • О Системе ММЦ
 • Региональные центры
 • Аналитические статьи
 • Реестр маркетинговых работ
 • Базы данных
Поиск информации в БД
 
Расширенный поиск
Разделы
 • О нас
 • Услуги
 • Аннотации проведенных исследований
 • Наши публикации
 • УЗБЕКИСТАН: экономика и промышленность
 • Публикации о нас
Наши контакты
100043
Республика Узбекистан, г.Ташкент, проспект Бунедкор-ул.Мукимий, 15
тел.: (99897) 7064432
факс: (99871) 2732870
E-Mail:mmc_tashkent@mail.ru
www.tashkent.marketcenter.ru
Статистика
Ваше мнение
Услугами какого оператора сотовой связи вы пользуетесь?
(Возможных ответов: 2)
МТС 
МТС Узбекистан 
Beeline 
Beeline (Unitel) 
Coscom 
Perfectum Mobile 
Uzbektelecom Mobile 
Мегафон 
Другое 
Вы - посетитель по счету:
1270385

УЗБЕКСКИЙ КАРАВАН-САРАЙ В СИБИРИ: маршруты частного микроэкспорта

УЗБЕКСКИЙ КАРАВАН-САРАЙ В СИБИРИ
МАРШРУТЫ ЧАСТНОГО МИКРОЭКСПОРТА


Мониторинг процесса реализации проекта "Налаживание частного микроэкспорта сельхозпродукции" показал, что в наши дни узбекским агропроизводителям организовать торговлю на рынках России сложно, но можно и даже нужно, потому что это очень выгодно.
Правда, это замечание относится не ко всем регионам Российской Федерации. К примеру, не следует везти плодоовощную продукцию Узбекистана в Краснодарский или Ставропольский края. Это южные регионы России, где довольно много своих агропроизводителей, выращивающих различную плодоовощную продукцию. Не рекомендуется ехать и на Дальний Восток, где очень трудно выдержать конкуренцию с местными и китайскими агропроизводителями. Следует помнить и о транспортных издержках, которые сейчас, к сожалению, очень велики. Но и при этом мониторинг проекта показал, что довольно выгодно (как и в былые годы) торговать в Москве, если предварительно иметь достоверную информацию о конъюнктуре спроса и предложения на продовольственных рынках этого огромного мегаполиса, а также постоянных торговых партнерах, которые могут встретить, разместить, организовать места продаж и обеспечить покровительство (правовую защиту). Но самый эффективный регион для торговли плодоовощной продукцией Узбекистана - это все же Западная Сибирь, что подтвердилось результатами торгово-ознакомительной ("разведывательной") поездки в Омск, который является крупнейшим городом и промышленным центром этого российского региона.

БЫЛО ХОЛОДНО, НО ТОРГОВАЛИ...
Странно, но мало кто из жителей Ташкента (и тем более частных производителей плодоовощной продукции) знает, что с автостанции на Куйлюке в город Омск регулярно, два-три раза в неделю, выезжает пассажирский автобус -"дальнобойщик". Это полезно знать тем, кто надумает совершить торговую поездку в Западную Сибирь, ведь прямого пассажирского железнодорожного сообщения между Ташкентом и Омском, к сожалению, пока нет. Заметим, однако, что раз в неделю из Ташкента в Омск и обратно транзитом через Андижан летает пассажирский самолет ТУ-154 Национальной авиакомпании "Узбекистон хаво йуллари". Воздушный маршрут обходится довольно дорого: билеты туда и обратно стоят 310 долларов США, правда, для граждан Узбекистана они продаются за национальную валюту по текущему официальному курсу Центрального банка республики. Норма бесплатного провоза багажа на один билет - 20 килограммов. Сверх этой нормы за каждый килограмм багажа надо доплачивать сумму в размере одного процента от стоимости билета.
Поэтому в Омск на самолете вместе с автором этих строк полетел только один из участников проекта, который вместе с нормой бесплатно провозимого богажа доплатил в аэропорту за 50 килограммов сверхнормативного багажа - большой сумки, заполненной свежей зеленью. Остальную часть своего торгового багажа (100 килограммов сухофруктов и 50 килограммов очищенного арахиса) он доверил для доставки другому участнику проекта, который выехал в Омск со своим багажом (160 килограммов сухофруктов, 50 килограммов арахиса и коробка с двумя сотнями гвоздик), воспользовавшись автобусом - "дальнобойщиком".
За проезд в Омск "дальнобойщики" берут 1400 российских рублей с каждого пассажира (то есть около 50 долларов США) и по 300 сумов с каждого килограмма груза. Конечно, тоже дороговато, но гораздо дешевле, чем на самолете. К тому же в стоимость автоперевозки включаются услуги экспедитора "дальнобойщика" по таможенному оформлению и растаможиванию в Омске перевозимых грузов, в том числе прохождение фитоконтроля. Время в пути из Ташкента в Омск - примерно двое суток (плюс-минус пара часов в зависимости от погодных и иных условий). Бесспорно, такая поездка утомляет, но в сравнении с караванными маршрутами прошлых веков, которые длились месяцами, поездка в автобусе - "дальнобойщике" выглядит вполне комфортно.
В день отлета термометр показывал в Ташкенте 27 градусов тепла, а когда приземлились в Омске, стюардесса нас "обрадовала", бодро сообщив, что за бортом - 8 градусов мороза (в ту же ночь мороз покрепчал до 18 градусов). Безрадостной и чрезмерно долгой в Омске оказалась процедура декларирования и таможенного контроля, на которую ушло более двух часов. Фитоконтроль, однако, проходит без проблем, ибо Омск заинтересован в стабильных поставках плодоовощной продукции. Поскольку поездка была заранее запланированной, то к приезду в Омск наши местные партнеры уже были подготовлены: не было проблем с транспортом и жильем.
Примечательно, что в Омске автобус - "дальнобойщик" из Ташкента останавливается на территории "Омского привоза" - мелкооптового продовольственного рынка. По ночам этот рынок хорошо охраняется. Да и днем милиция следит за порядком. Рэкетиров на рынке нет, но есть перекупщики агропродукции, причем не только местные жители, но и "специалисты" из Узбекистана, о чем не трудно догадаться по внешности и, разумеется, по языку общения. В целом (если сравнивать с советскими временами) торговцев из Узбекистана на омских рынках маловато. Они представлены в основном торговцами из Ферганской долины, которые и поставляют большую часть свежей зелени на том же ТУ-154, летящем из Ташкента в Омск транзитом через Андижан. Много торговцев из Таджикистана и Казахстана.
Но особо надо сказать о многочисленном контингенте торговцев с Северного Кавказа. Они привозят свою плодоовощную продукцию во вместительных (до 40 тонн!) авторефрижераторах, владельцами которых сами же и являются. Их преимущество перед торговцами из Узбекистана заключается еще и в том, что они, торговцы с Северного Кавказа, являются российскими гражданами, освобожденными от таможенных процедур. Да, конкуренция на омских рынках ощущается, но какой-либо национальной, социальной или гражданской неприязни к торговцам из Узбекистана не наблюдается.
Арендная плата одного торгового места (примерно 3-4 квадратных метра на открытом воздухе) в середине нынешнего апреля составляла на "Омском привозе" 72 рубля за день, прокат весов - 25 рублей. На других продовольственных рынках Омска арендная плата примерно на треть ниже. Жилье в частном секторе (без питания) составляет 25 рублей в сутки за одну койку. Можно, если позволяют средства, снять отдельную квартиру, но она обойдется раз в десять дороже. При умеренных аппетитах на питание в день может хватить и 20 рублей. У большинства торговцев нет возможности хранить свою продукцию на рыночных складах. Поэтому у них есть еще одна статья расходов - плата за привоз и увоз продукции с рынка, которая составляет в среднем 50 рублей в день. Следовательно, совокупность торговых издержек может составить примерно 180-200 рублей в день. А теперь давайте подсчитаем, сколько смогли заработать (с учетом издержек) мои товарищи по поездке. Каждый из них пробыл в Омске три полные ночи и четыре полных дня. По моим расчетам (их тщательно расспрашивать о полученных доходах было неудобно), очень осторожным, их поездка оказалась достаточно прибыльной.

...И СМОГЛИ ЗАРАБОТАТЬ
Тот, кто поехал в Омск самостоятельно на автобусе-"дальнобойщике", сразу же после прибытия продал свои две сотни гвоздик по 9 рублей за штуку оптовому покупателю, выручив таким образом 1800 рублей. Кишмиш, по его словам, он отдал в среднем по 40 рублей за килограмм, получив за него 4000 рублей. Курагу продал "по дешевке" (ее ны рынке было много) по 22 рубля 50 копеек за килограмм на сумму чуть более 1300 рублей. Арахис продавал в среднем по 70 рублей, выручив за 50 килограммов примерно 3500 рублей. В целом его выручка за четыре торговых дня составила 10600 рублей. Допустим, половина этой суммы ушла на погашение транспортных и прочих издержек. Но и в этом случае его чистая прибыль составила около 200 долларов США за четыре торговых дня. Возможно, заработал бы и больше, если бы вместо кураги привез бы побольше гвоздик и арахиса.
Второй участник поездки на продаже сухофруктов (кишмиша и кураги) заработал на Железнодорожном рынке Омска около 7000 рублей, за 50 килограммов арахиса - 4000 рублей. Но больше всего в расчете на килограмм привезенной продукции он заработал на свежей зелени, которую продал аж на 6000 рублей (за 50 килограммов, не считая еще десятка килограммов помидоров в ручной клади). Его выручка составила ориентировочно 17000 рублей. Ладно, и в этом случае половина суммы списывается на компенсацию издержек (в Омск он прибыл на самолете). Но и чистая прибыль получилась неплохая - около 300 долларов.
Откровенно говоря, в обоих случаях сделаны самые поверхностные расчеты. Наверняка у обоих агропроизводителей суммы чистой прибыли от торговли оказались заметно выше. Явно выпирает самый крупный вид издержек-транспортные расходы. Их наверняка можно уменьшить за счет увеличения объемов поставок агропродукции Узбекистана именно в Сибирь.
Напомним, реализация проекта "Налаживание частного микроэкспорта сельхозпродукции" стала возможной благодаря содействию Института Открытое Общество - Фонд Содействия, действующего в Ташкенте под эгидой Фонда Сороса, и информационной поддержке газеты "Бизнес-вестник Востока". Торговые поездки в Москву и Омск носили "разведывательный" характер. Поэтому в обоих случаях объемы вывезенной продукции были сравнительно невелики. Мониторинг поездок показал, что и при нынешних сложных таможенных и иных процедурах торговать узбекской агропродукцией выгодно. Главное условие для сокращения коммерческого риска в таких поездках - наличие надежных партнеров в России. Конечно, безвозмездно они помогать (предоставлять "крышу") не будут. Так это и понятно. Думается, лучше заплатить пару-другую процентов от торговой прибыли за помощь (встреча, организация транспорта, дешевого жилья, хранения продукции и торговых мест) и спокойно продавать. Это стало очевидным и в Москве, и Омске.
Более того, появилась и стремительно развивается еще одна структура информационно-организационной поддержки - это Международная система межрегиональных маркентинговых центров. Недавно такой центр - ММЦ "Ташкент-Москва" - появился и в столице нашей республики. Через этот центр имеется прямая и оперативная связь с ММЦ "Омск-Москва". То есть теперь любой агропроизводитель, надумавший организовать торговлю своей плодоовощной продукцией в том же Омске, может обратиться в ММЦ "Ташкент-Москва" и взять не только исчерпывающую и достоверную информацию о ценах, но и получить необходимые организационные услуги по прибытии в Омск. Попутно отметим, что омский торговый маршрут для узбекских агропроизводителей гораздо выгоднее московского.
На мой взгляд, узбекская плодоовощная продукция вполне конкурентоспособна на московских продовольственных рынках. Но и повышенного интереса к узбекской агропродукции Москва, избалованная массовыми поставками практически со всего мира, не проявляет. А в Омске, напротив, предлагают увеличить поставки из Узбекистана, доведя их до тысяч тонн. Поэтому в администрациях города и Омской области была поддержана инициатива, родившаяся в процессе реализации проекта, по созданию в Омске на летне-осенний период узбекского торгово-фольклорного комплекса "Караван-сарай" и специализированного российско-узбекского совместного предприятия, которые стали постоянной и надежной "крышей" для экспортеров узбекской агропродукции, включая частных микроэкспортеров-производителей плодоовощной продукции, выращенной их собственным трудом. Ведь абсолютно прав глава нашего государства Ислам Каримов, подчеркнувший "если дехканин будет богатым, то и страна станет богатой". И надо реализовать этот перспективный тезис практическими мерами по всемерной поддержке экспорта узбекской агропродукции, в том числе на законодательном уровне. Меры поддержки надо предпринимать уже сейчас. Не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, ибо "время - это деньги".

Диапазон розничных цен на плодоовощную продукцию в городе Омске
(по состоянию на 12 апреля 2001 г.)

Наименование
Цена
1.
Капуста белокочанная
12,00 - 15,00
2.
Картофель
4,10 - 5,50
3.
Лук репчатый
10,00 - 17,80
4.
Морковь красная
4,80 - 8,50
5.
Свекла
5,00 - 6,10
6.
Огурцы (парниковые)
25,00 - 38,50
7.
Помидоры (парниковые)
70,00 - 95,00
8.
Яблоки
19,00 - 37,30
9.
Груши
33,00 - 43,30
10.
Лимоны (парниковые)
35,30 - 44,20
11.

Свежая зелень (укроп,петрушка и т.п.)

120,00 - 140,00
12.
Курага (сублимированные
абрикосы)
25,00 - 30,00
13.
Кишмиш
30,00 - 50,00
14.
Арахис очищенный
60,00 - 90,00


В Омске действует шесть крупных сельскохозяйственных рынков, включая мелкооптовый "Омский привоз", на котором цены на многие виды плодооовщной продукции заметно ниже, если совершать оптовые покупки (к примеру, 10 кг кураги, ящик яблок и т.п.). Самые дорогие рынки Омска - Центральный и Ленинский (Железнодорожный). Свежая зелень (укроп, петрушка, сельдерей и т.п.) продается пучками весом 100 граммов, и в середине нынешнего апреля она была самой ходовой и наиболее прибыльной продукцией. В долларовом эквиваленте зелень в Омске на указанный период времени стоила примерно в 12-15 раз дороже, чем в Ташкенте. По состоянию на 12 апреля 2001 года, в омских пунктах обмена валют курс покупки составлял 28 рублей 50 копеек за 1 доллар США, а курс продажи - 29 рублей 10 копеек за 1 доллар США (курсы даны в среднем по городу).

Юрий ГАЛИМОВ.

еженедельник "Бизнес-Вестник Востока" № 17 (26 апреля 2001г.)

 

« Вернуться


 Рейтинг@Mail.ru
Российский деловой портал «Альянс Медиа»
 · Бизнес России
Бизнес-образование
 · Бизнес-план
 · БИНФО
 · Благотворительность
 · Бухгалтерский учет
 · Вся Россия
 · ВЭД
Госзаказ
 · Дистанционный консалтинг
 · ЖКХ
 · Законы
 · Зоокластер
 · Инвестиции
 · Инновации
 · Исследования
Исторические документы
 · ИТ и связь
 · Кино
 · Кластер инноваций
 · Кластерное развитие
 · Коммерческие предложения
Легпром
 · Маркетинг
 · Мероприятия
 · Молодежь
 · Наука
 · Недвижимость
 · Охрана труда
 · Размещение пресс-релизов
Пресса
 · Продукция и услуги
 · Работа
 · Рассылки
 · Реклама и PR
 · Ремесленничество
 · Рестораны
 · Русский язык
Система ММЦ
 · Словарь
 · Социальное общество
 · Спорт
 · Стиль Мода Дизайн
 · Субконтрактация
ТВ - Первый канал бизнеса
 · Тесты
 · Транспорт
 · Финансовые рынки
 · Экология
Адыгея
 · Алтай
 · Амурская область
 · Архангельск
 · Астрахань
 · Башкортостан
 · Белгород
 · Брянск
 · Бурятия
Владимир
 · Волгоград
 · Вологда
 · Воронеж
 · Дагестан
 · Еврейская АО
 · Забайкальский край
 · Иваново
 · Ингушетия
Иркутск
 · Кабардино-Балкария
 · Калининград
 · Калмыкия
 · Калуга
 · Камчатка
 · Карачаево-Черкессия
 · Карелия
Кемерово
 · Киров
 · Коми
 · Кострома
 · Краснодар
 · Красноярск
 · Курган
 · Курск
 · Ленинградская область
Липецк
 · Магадан
 · Марий Эл
 · Мордовия
 · Москва
 · Московская область
 · Мурманск
 · Ненецкий АО
Нижний Новгород
 · Новгород
 · Новосибирск
 · Омск
 · Орел
 · Оренбург
 · Осетия
 · Пенза
 · Пермь
 · Приморье
Псков
 · Республика Алтай
 · Республика Крым
 · Ростов-на-Дону
 · Рязань
 · Самара
 · Санкт-Петербург
 · Саратов
Сахалин
 · Свердловская область
 · Севастополь
 · Смоленск
 · Ставрополь
 · Тамбов
 · Татарстан
 · Тверь
 · Томск
Тула
 · Тыва
 · Тюмень
 · Удмуртия
 · Ульяновск
 · Хабаровск
 · Хакасия
 · ХМАО-Югра
 · Челябинск
 · Чечня
Чувашия
 · Чукотка
 · Якутия
 · Ямало-Ненецкий АО
 · Ярославль
Дальневосточный ФО
 · Приволжский ФО
 · Северо-Западный ФО
 · Северо-Кавказский ФО
 · Сибирский ФО
 · Уральский ФО
Центральный ФО
 · Южный ФО
Австралия
 · Австрия
 · Азербайджан
 · Аргентина
 · Армения
 · АТЭС
 · Белоруссия
 · Бельгия
 · Болгария
 · Бразилия
Великобритания
 · Венгрия
 · Вьетнам
 · Германия
 · Греция
 · Грузия
 · Дания
 · ЕАЭС
 · Египет
 · Израиль
 · Индия
Ирландия
 · Испания
 · Италия
 · Казахстан
 · Канада
 · Кипр
 · Киргизия
 · Китай
 · Куба
 · Латвия
 · Литва
Молдавия
 · Монголия
 · Нидерланды
 · Норвегия
 · Польша
 · Португалия
 · Румыния
 · Сербия
 · Словакия
 · Словения
СНГ
 · Таджикистан
 · Тайвань
 · Туркмения
 · Турция
 · Узбекистан
 · Украина
 · Финляндия
 · Франция
 · Хорватия
Черногория
 · Чехия
 · Швейцария
 · Швеция
 · Эстония
 · Южная Корея
 · Япония
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности