Информационная

сеть
поддержки
межрегионального
делового
сотрудничества
 ММЦ "Ташкент" - ООО "Фаворит-информ" 

Главная • 
MarketCenter • 
Полезные ссылки • 
English
Система ММЦ
 • О Системе ММЦ
 • Региональные центры
 • Аналитические статьи
 • Реестр маркетинговых работ
 • Базы данных
Поиск информации в БД
 
Расширенный поиск
Разделы
 • О нас
 • Услуги
 • Аннотации проведенных исследований
 • Наши публикации
 • УЗБЕКИСТАН: экономика и промышленность
 • Публикации о нас
Наши контакты
100043
Республика Узбекистан, г.Ташкент, проспект Бунедкор-ул.Мукимий, 15
тел.: (99897) 7064432
факс: (99871) 2732870
E-Mail:mmc_tashkent@mail.ru
www.tashkent.marketcenter.ru
Статистика
Ваше мнение
Сотовым телефоном какой марки вы пользуетесь?
BenQ 
Fly 
Huawei 
LG 
Motorola 
NEC 
Nokia 
Samsung 
Siemens 
Sky 
Sony Ericsson 
другое 
Вы - посетитель по счету:
1325154

Е-коммерция в Рунете

Еженедельник "Бизнес-Вестник Востока", рубрика: СИСТЕМА ММЦ


Е-коммерция в Рунете
перспективы развития российского электронного бизнеса


В России Интернет развивается тем же путем, которым несколько ранее прошли наиболее развитые страны. От эйфории и завышенных ожиданий, через пессимистические оценки и разговоры о крахе новой экономики, российские Интернет-компании пришли к рабочим проектам, действительно привносящим в бизнес и государственное управление новое качество решений.
В 2000 году Рунет шел туда, куда его направлял рынок, а именно "в сторону популяризации Интернет-бизнеса". Этот период сопровождался громкими покупками и относительно крупными инвестициями. В 2001 году инвесторы намерены принять участие в создании реальных бизнес-моделей на базе новых технологий.
Специалисты отмечают, что Рунет выполнил свою пропагандистскую функцию: интерес российских деловых кругов к информационным технологиям, к системному подходу в автоматизации основной деятельности предприятий и организаций существенно вырос. Теперь стоит такой вопрос, насколько же эффективно российский бизнес использует возможности Интернет. Уже есть "живые" примеры среди российских компаний, использующих потенциал электронной коммерции и возможности Интернет-рекламы. В секторе В2В появятся решения, реально повышающие эффективность бизнеса.
Если подходить к развитию электронной коммерции с точки зрения возможных доходов, то ниша В2В считается наиболее важной и перспективной. В традиционном бизнесе только одна из каждых десяти транзакций приходится на сделку с потребителями (В2С), остальные девять - на сделки между компаниями (В2В). Интернет, как средство передачи данных и информации, вероятно, должен отражать такую же пропорцию. Перспективно применение Интернета для информационного обеспечения внутренней деятельности компаний и их взаимодействия.
По оценке агентства GTI, потенциал рынка В2В в России в 12 раз выше потенциала В2С рынка. Проекты В2В сконцентрированы в сферах информационных технологий и офисного оборудования (depo.ru, price.ru), информационных услуг (Integrum Techno, Garant-Park, RosBusiness Consulting). Новые отрасли, вступающие на рынок В2В, - нефтегазовая (The Energy Trade System), металлургия (Rusmet.com), агропром (Зерно-Online).
Будущее Рунета связано с широким выходом традиционного бизнеса в Интерннет. Как отметил Питер Пикок в своей статье "Разработка информации в маркетинге" (альманах "Маркетинг мнеджмент", зима 1998, весна1998), в России уже насчитывается около 50 развитых бизнес-сообществ (таких, как ChemForum, eMetex, eMatrix) в лесной и химической промышленности, металлургии, компьютерной и других отраслях. Эти площадки называют электронными биржами, но в большинстве своем это скорее "экстранеты" - Интернет-системы крупных российских компаний, предназначенные для взаимодействия с поставщиками. Компания IBS, пытавшаяся построить на основе технологий Commerce One единую для России электронную площадку по закупкам лидерами рынка непрофильных товаров, отказалась от этой идеи: выяснилось, что каждый из лидеров хочет иметь свою площадку, чтобы полностью ее контролировать.
Но если с точки зрения крупного российского бизнеса такие коллективные системы неприемлемы, то малым предприятиям они позволяют предложить недорогие и качественные инструменты новой экономики.
Разработчики надеются, что при соответствующей рекламе найдут свое применение услуги сдачи продуктов и услуг в аренду (ASP). Например, Центральный телеграф, вышедший на рынок систем управления знаниями, собирается сдавать в аренду такие интеллектуальные услуги.

Что касается перспектив развития электронной коммерции в сфере В2С, то они связаны, прежде всего, с дальнейшим укреплением позиций лидеров и выходом на Интернет-рынок традиционной торговли, способной составить серьезную конкуренцию лидерам Интернет-торговли. Костяк аудитории электронной торговли уже сложился, и пока ее прирост будет невелик. Большинство Интенет-магазинов живет за счет инвестиций. Конкукренция в этой сфере довольно жесткая. Но уже выделились явные лидеры, к которым можно отнести, например, холдинг eHouse. По данным холдинга eHouse, объем продаж входящих в него десяти Интенет-магазинов в 2000 году, составил 16,4 млн.долл., чистая прибыль - 250 тыс. долл. Ежемесячный оборот в 2,14 млн.долл. обеспечивают главным образом компьютерные магазины eHouse; торгующий книгами и видеокассетами "Озон" продает на 200-250 тыс.долл. в месяц.
В 2000 году на волне интереса к решениям электронных магазинов у веб-разработчиков не было недостатка в заказах. Но из-за отсутствия делового опыта, многие Интернет-магазины все еще не могут подняться до прибыльных проектов. Успех же eHouse во многом объясняется тем, что его владельцы - выходцы из офлайнового торгового бизнеса, хорошо понимающие особенности нового канала сбыта.
Важный сегмент Рунета, на который первоначально обратили внимание инвесторы - Интернет-порталы и тематические ресурсы. Но этот сегмент строился на бизнес-модели завоевания большой аудитории с помощью бесплатных сервисов и существования за счет Интернет-рекламы и инвестиций. По мнению ряда специалистов, бизнес-модель, которая была связана с ростом капитализации компании, основанном исключительно на привлечении большого числа пользователей бесплатных сервисов, в нынешних условиях бесперспективна. Прежде всего потому, что объем рынка Интернет-рекламы еще долго будет ограниченным.
По некоторым оценкам, в 2000 году объем этого рынка составил 3-4 млн. долл. В 2001 году он может удвоиться, но этого недостаточно для прибыльного существования даже ведущих компаний. В среднем компании-лидеры зарабатывают примерно 70-80 тыс. долл. В месяц, а тратят (правда, с учетом расходов на развитие, а не только на текущие операции) до 200-250 тыс. долл.
Идет острая конкурентная борьба за скудные рекламные ресурсы. В 2000 году львиную долю освоили лидеры по трафику - Rambler, Yandex, РБК, port.ru, ресурсы "Агамы" и холдинга netBridge.
Специалисты предсказывают, что в этом секторе бюудут происходить слияния. Возможно, лидеры будут все-таки выходить на развитие коммерческих услуг.
Таким образом, российский Интернет будет давать маркетологам все больше возможностей для ведения их деятельности в плане коммуникаций компании.
Но главная проблема перехода российских компаний на современные методы ведения бизнеса и маркетинга заключается в другом. Они не готовы к открытой деловой практике. Пока у них еще есть другие резервы повышения прибыльности бизнеса, помимо налаживания хорошей организации информационной службы и создания "электронной нервной системы" компании.
Но тенденция к изменению делового климата в России уже наметилась. Так что пропаганда новых маркетинговых и психологических решений необходима. Важно постоянно вести поиск тех ниш, которые позволяют и в российской действительности внедрить на базе Интернета новые решения сбора, анализа информации и принятия на их основе коммерческого решения.

Виталий Аксёнов,
зам. директора ММЦ "Ташкент-Москва" по связям с общественностью.

"Бизнес-Вестник Востока" №29 от 19 июля 2001г.

« Вернуться


 Рейтинг@Mail.ru
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности