Еженедельник "Бизнес-Вестник Востока", рубрика:
СИСТЕМА ММЦ
Е-коммерция в Рунете
перспективы развития российского электронного бизнеса
В России Интернет развивается тем же путем, которым несколько
ранее прошли наиболее развитые страны. От эйфории и завышенных ожиданий, через
пессимистические оценки и разговоры о крахе новой экономики, российские Интернет-компании
пришли к рабочим проектам, действительно привносящим в бизнес и государственное
управление новое качество решений.
В 2000 году Рунет шел туда, куда его направлял рынок, а именно "в сторону
популяризации Интернет-бизнеса". Этот период сопровождался громкими покупками
и относительно крупными инвестициями. В 2001 году инвесторы намерены принять
участие в создании реальных бизнес-моделей на базе новых технологий.
Специалисты отмечают, что Рунет выполнил свою пропагандистскую функцию: интерес
российских деловых кругов к информационным технологиям, к системному подходу
в автоматизации основной деятельности предприятий и организаций существенно
вырос. Теперь стоит такой вопрос, насколько же эффективно российский бизнес
использует возможности Интернет. Уже есть "живые" примеры среди
российских компаний, использующих потенциал электронной коммерции и возможности
Интернет-рекламы. В секторе В2В появятся решения, реально повышающие эффективность
бизнеса.
Если подходить к развитию электронной коммерции с точки зрения возможных доходов,
то ниша В2В считается наиболее важной и перспективной. В традиционном бизнесе
только одна из каждых десяти транзакций приходится на сделку с потребителями
(В2С), остальные девять - на сделки между компаниями (В2В). Интернет, как
средство передачи данных и информации, вероятно, должен отражать такую же
пропорцию. Перспективно применение Интернета для информационного обеспечения
внутренней деятельности компаний и их взаимодействия.
По оценке агентства GTI, потенциал рынка В2В в России в 12 раз выше потенциала
В2С рынка. Проекты В2В сконцентрированы в сферах информационных технологий
и офисного оборудования (depo.ru, price.ru), информационных услуг (Integrum
Techno, Garant-Park, RosBusiness Consulting). Новые отрасли, вступающие на
рынок В2В, - нефтегазовая (The Energy Trade System), металлургия (Rusmet.com),
агропром (Зерно-Online).
Будущее Рунета связано с широким выходом традиционного бизнеса в Интерннет.
Как отметил Питер Пикок в своей статье "Разработка информации в маркетинге"
(альманах "Маркетинг мнеджмент", зима 1998, весна1998), в России
уже насчитывается около 50 развитых бизнес-сообществ (таких, как ChemForum,
eMetex, eMatrix) в лесной и химической промышленности, металлургии, компьютерной
и других отраслях. Эти площадки называют электронными биржами, но в большинстве
своем это скорее "экстранеты" - Интернет-системы крупных российских
компаний, предназначенные для взаимодействия с поставщиками. Компания IBS,
пытавшаяся построить на основе технологий Commerce One единую для России электронную
площадку по закупкам лидерами рынка непрофильных товаров, отказалась от этой
идеи: выяснилось, что каждый из лидеров хочет иметь свою площадку, чтобы полностью
ее контролировать.
Но если с точки зрения крупного российского бизнеса такие коллективные системы
неприемлемы, то малым предприятиям они позволяют предложить недорогие и качественные
инструменты новой экономики.
Разработчики надеются, что при соответствующей рекламе найдут свое применение
услуги сдачи продуктов и услуг в аренду (ASP). Например, Центральный телеграф,
вышедший на рынок систем управления знаниями, собирается сдавать в аренду
такие интеллектуальные услуги.
Что касается перспектив развития электронной коммерции в
сфере В2С, то они связаны, прежде всего, с дальнейшим укреплением позиций
лидеров и выходом на Интернет-рынок традиционной торговли, способной составить
серьезную конкуренцию лидерам Интернет-торговли. Костяк аудитории электронной
торговли уже сложился, и пока ее прирост будет невелик. Большинство Интенет-магазинов
живет за счет инвестиций. Конкукренция в этой сфере довольно жесткая. Но уже
выделились явные лидеры, к которым можно отнести, например, холдинг eHouse.
По данным холдинга eHouse, объем продаж входящих в него десяти Интенет-магазинов
в 2000 году, составил 16,4 млн.долл., чистая прибыль - 250 тыс. долл. Ежемесячный
оборот в 2,14 млн.долл. обеспечивают главным образом компьютерные магазины
eHouse; торгующий книгами и видеокассетами "Озон" продает на 200-250
тыс.долл. в месяц.
В 2000 году на волне интереса к решениям электронных магазинов у веб-разработчиков
не было недостатка в заказах. Но из-за отсутствия делового опыта, многие Интернет-магазины
все еще не могут подняться до прибыльных проектов. Успех же eHouse во многом
объясняется тем, что его владельцы - выходцы из офлайнового торгового бизнеса,
хорошо понимающие особенности нового канала сбыта.
Важный сегмент Рунета, на который первоначально обратили внимание инвесторы
- Интернет-порталы и тематические ресурсы. Но этот сегмент строился на бизнес-модели
завоевания большой аудитории с помощью бесплатных сервисов и существования
за счет Интернет-рекламы и инвестиций. По мнению ряда специалистов, бизнес-модель,
которая была связана с ростом капитализации компании, основанном исключительно
на привлечении большого числа пользователей бесплатных сервисов, в нынешних
условиях бесперспективна. Прежде всего потому, что объем рынка Интернет-рекламы
еще долго будет ограниченным.
По некоторым оценкам, в 2000 году объем этого рынка составил 3-4 млн. долл.
В 2001 году он может удвоиться, но этого недостаточно для прибыльного существования
даже ведущих компаний. В среднем компании-лидеры зарабатывают примерно 70-80
тыс. долл. В месяц, а тратят (правда, с учетом расходов на развитие, а не
только на текущие операции) до 200-250 тыс. долл.
Идет острая конкурентная борьба за скудные рекламные ресурсы. В 2000 году
львиную долю освоили лидеры по трафику - Rambler, Yandex, РБК, port.ru, ресурсы
"Агамы" и холдинга netBridge.
Специалисты предсказывают, что в этом секторе бюудут происходить слияния.
Возможно, лидеры будут все-таки выходить на развитие коммерческих услуг.
Таким образом, российский Интернет будет давать маркетологам все больше возможностей
для ведения их деятельности в плане коммуникаций компании.
Но главная проблема перехода российских компаний на современные методы ведения
бизнеса и маркетинга заключается в другом. Они не готовы к открытой деловой
практике. Пока у них еще есть другие резервы повышения прибыльности бизнеса,
помимо налаживания хорошей организации информационной службы и создания "электронной
нервной системы" компании.
Но тенденция к изменению делового климата в России уже наметилась. Так что
пропаганда новых маркетинговых и психологических решений необходима. Важно
постоянно вести поиск тех ниш, которые позволяют и в российской действительности
внедрить на базе Интернета новые решения сбора, анализа информации и принятия
на их основе коммерческого решения.
Виталий Аксёнов,
зам. директора ММЦ "Ташкент-Москва" по связям с общественностью.
"Бизнес-Вестник Востока" №29 от 19 июля 2001г.