Закрыть   
Новость от 07.03.2005 (ММЦ "Ташкент" - ООО "Фаворит-информ")
 
УЗБЕКИСТАН: За что мы платим дороже?
Хивинские ковроделы стали работать на склад. И причина вовсе не в плохом качестве продукции современного, введенного два с половиной года назад предприятия “Хива-карпет”, а в неконкурентоспособности товара из-за его высокой цены. Она же зависит от стоимости сырья - в частности, нитронового волокна, придающего коврам эластичность и упругость. Оно закупается у местного производителя - химиков “Навоиазота”.

Экспортируя нитрон по мировой цене - 1200 долларов за тонну сторонним потребителям, “Навоиазот” продает его местным производителям ковров за 3,2 миллиона сумов - втрое дороже мировых цен.

Это отражается на конечной цене продукции, создавая серьезные трудности хивинскому товаропроизводителю со сбытом не только на внутреннем, но и внешнем рынках. В условиях жесткой конкуренции крупный узбекский производитель ковровой продукции, открывший торговые дома в Казахстане, России, скандинавских странах, может проиграть.

В самом же Узбекистане уже сегодня потребитель предпочитает доставленные челночным путем более дешевые изделия из соседних государств, ставя местные производства на грань финансового краха. Именно челночным путем, потому что акцизный налог на ввозимые в страну ковровые изделия официальным путем составляет 90 процентов.

Пример с хивинскими коврами - не единичный. Узбекистанцы в настоящее время вынуждены платить дороже за многие товарные позиции. Скажем, автомобиль “Нексия” производства “УзДЭУАвто” стоит дороже, чем в России. Если в Узбекистане она стоит 10-12 миллионов сумов (порядка 10-12 тысяч долларов США), то российские автомотолюбители могут приобрести такую машину за 9 тысяч долларов.

Жители республики втрое дороже, чем на мировом рынке, вынуждены платить за сахар. Любителям сладкого за рубежом килограмм сахарного песка обходится в 15 центов, в Узбекистане он стоит до 600 сумов.

Перечень примеров можно продолжить. Аналитики считают, что если выкачать из стоимости произведенного или завезенного официальным путем в Узбекистан товара “налоговый воздух”, цена его была бы намного доступней для массового внутреннего потребителя. По данным отчета IFC “Деловая среда в Узбекистане глазами представителей малого и среднего бизнеса” по итогам 2003 года, товаропроизводители считают налогообложение самым проблематичным из всех процессов, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности. Самыми значимыми проблемами этой сферы остаются высокие налоговые ставки, большое количество налогов и нестабильность налогового законодательства. Помимо налогов, в Узбекистане существуют обязательные платежи в различного рода внебюджетные фонды - Пенсионный, Фонд содействия занятости, Совет федерации профсоюзов, Дорожный фонд.

С 2005 года к ним добавился Фонд на развитие школьного образования, в который все хозяйствующие субъекты должны перечислять 1 процент от объема продукции (работ и услуг).

Существующая система налогообложения заставляет производителей уходить “в тень”. Нужно полагать, что предстоящие изменения в Налоговый кодекс, о необходимости которых говорил глава государства на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, изменят положение к лучшему.

("Замон.Инфо")

Закрыть   
Рейтинг@Mail.ru